fredtifunc

16.10
18:19

Мартин как предчувствие


Очень сложно писать рецензию на незавершенный текст. Если б не флэшмоб, ждала бы я, видимо, когда Мартин решит, наконец, дописать весь цикл.От первой книги осталось как раз такое ощущение незавершенности. Вернее, даже сплошного многостраничного вступления, «присказки» с обещанием сказки в будущем. А пока сказка не сказана, намек не воспринят и ты только начал блуждать в ее сумрачных лесах, остается лишь оглядываться по сторонам, пытаясь за каким-нибудь чардеревом разглядеть привычную березку. Или хотя бы любимый друидами ясень.В художественном мире «Игры престолов» смешиваются разные историко-поэтические пласты. Первый пласт - пласт мифический. Здесь мы найдем остатки тотемизма: предки-драконы и тесная связь с волками. Ждем, когда Ланнистеры породнятся со львами. Мифологичен цикл зима-лето, пусть и более растянут во времени, чем привычный нам, и абсолютная зависимость человека от этого цикла. Мифологично ограниченное пространство: стеной для жителей Семи Королевств или морем для кочевников. За привычными границами – стихия, непознанная, неосвоенная, не подчиняющаяся человеку, который в один момент может оказаться с ней один на один.Вторым пластом вроде бы должен быть эпический, по крайней мере, его предполагает и жанр, и масштаб описываемых событий. Весь эпос портит позиция повествователя, который буквально ведет репортаж из головы героя, в худшем случае из-за плеча. Откуда здесь взяться эпической дистанции и апсихологизму? И выносить сцены сражения за рамки повествования не очень эпично. Это уже драма. Вот гора трупов – это, да, эпично. И пусть необладающий эпическим сознанием читатель (как и некоторые герои) не кричит: «Ах, этот подлец Мартин всех убил».И третий пласт (или уже, если хотите, жанр) - исторический роман, который, как ни странно, присутствует в тексте в большей степени, чем все остальное. Мартин, говорят, современный Толкин. Какой еще Толкин? Дюма или Дрюон, действия романов которых переведены в условные Семь Королевств. Исторический роман, надо сказать, не всегда чуждается элементов фантастики.И раз уж зашла речь, пара слов о Толкине. В контексте сравнения с ним Мартина (этого все же трудно избежать) внезапно осознала, что действительно фантастическим, неосвоенным и неизведанным мир делает не наличие эльфов, гномов, единорогов, драконов. А непрозрачность внутренней формы. Например, что Мордор – это Черноземье, не поймешь, пока тебе не объяснят (вспомнив слово «мрак», конечно, можно, но покажите мне того, кто это сделал). А лютоволк… Что? Лютоволк и есть. И так не только на уровне языка.Мир «Игры престолов» очевидно антитетичен. Кстати, тоже черта мифологического сознания. В двоичной системе воспринимается практически все: зима – лето, лед – пламя, Старки – Ланнистеры (неожиданно, да?). И самое главное, хаос – космос.На протяжении всей книги не покидает ощущение медленно надвигающихся, постепенно проникающих в привычный, устоявшийся уклад элементов хаоса. Так среди лета вдруг становятся заметны признаки зимы. В спокойный сонный мир вторгается хаос междоусобной войны. И первородный хтонический мир, мир за стеной, нарушает границы и проникает в упорядоченную реальность. Смерть проникает в жизнь.Но самого хаоса еще нет. Есть только намеки, предвестники, предчувствие. Хаоса. Войны. Зимы. Как тут не вспомнить эту несчастную, постоянно цитируемую фразу, она же девиз Старков, «Зима близко…». С непременным многоточием. Здесь тоже одно лишь предчувствие.Правда, предчувствия нередко обманывают. И остаются всего лишь предчувствиями.Прочитано, как уже говорилось, в рамках флэшмоба, за траву рекомендацию спасибо sliva_diana.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки